Вопрос-ответ

Эти вопросы задают часто. Познакомьтесь с ними:

Об определении размера платы за отопление на территории Пермского края.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Коммунальная услуга по отоплению оплачивается совокупно без разделения на плату за потребление в жилом или нежилом помещении и потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, что закреплено в пункте 40 Правил № 354.

Какие реквизиты указываются в платежном документе на оплату за жилищные и коммунальные услуги?

Требования к содержанию платежного документа, на основании которого вносится плата за коммунальные услуги, установлены пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и за предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2014 № 924/пр.

Исполнитель услуг вправе использовать собственную форму платежного документа. При этом в платежном документе подлежат указанию сведения, установленные пунктом 69 Правил № 354.

Что такое переустройство и перепланировка квартиры?
Переустройство квартиры – это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения).
Перепланировка квартиры – это изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров).
 

Как выполнить перепланировку или переустройство в квартире.
Для выполнения перепланировки и переустройства квартиры собственнику необходимо представить в администрацию района г. Перми или администрацию поселения, городского округа следующие документы для согласования:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В течение 45 дней администрация должна принять решение о согласовании либо об отказе в согласовании перепланировки и переустройства. Только после этого собственник, в случае согласования, может приступить к перепланировке или переустройству. По окончании работ составляется акт приемочной комиссии, который направляется администрацией в центр технической инвентаризации.
 

Перевод из жилой квартиры в нежилое помещение.
Перевод квартиры в нежилое помещение возможен, если эта квартира расположена на первом этаже или над ним, если на первом этаже расположены нежилые помещения. Вход в переводимое помещение должен быть отдельным, а не из подъезда многоквартирного дома.
Чтобы перевести квартиру в нежилое помещение собственник квартиры должен представить следующие документы в администрацию района г. Перми или поселения, городского округа для согласования:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Через 45 дней со дня получения документов администрация принимает решение о согласовании либо об отказе в согласовании перевода квартиры в нежилое помещение.
После получения согласования перевода собственник может приступить к работам. По окончании работ составляется акт приемочной комиссии, после чего администрация направляет данный акт в центр технической инвентаризации, если работы выполнены в соответствии с проектом.

Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявителем может выступить любой гражданин.
В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные выше документы.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения, многоквартирного дома.
В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу администрация поселения или городского округа в течение 5 дней издает распоряжение о сроках отселения граждан.

На письменные запросы управляющая организация не предоставляет договор управления многоквартирным домом и протоколы общего собрания собственников помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября
2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее – Стандарт) определен перечень информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.
Представление управляющей организацией копий протоколов общего собрания собственников помещений, договора управления многоквартирным домом по письменным запросам Стандартом не предусмотрено.
Вопрос о представлении запрашиваемых документов Вы вправе урегулировать по соглашению с управляющей организацией, при недостижении согласия – в судебном порядке.
Обращаем Ваше внимание, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 882/пр, вступившим в силу 25 мая 2015 г., утверждены формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Управляющая организация обязана размещать по формам на сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru, определенном Министерством регионального развития Российской Федерации, на сайте в сети Интернет, определяемом по выбору управляющей организации, сведения о проведенных после 1 декабря 2014 г. общих собраниях собственников, включая сканированные копии протоколов, в случае участия в данных собраниях должностных лиц управляющей организации, а также копию договора управления многоквартирным домом в виде файла в электронной форме.
В случае отсутствия информации на сайтах в сети Интернет Вы вправе обратиться в Инспекцию с заявлением для принятия мер.

На каком основании лица, не являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, могут использовать общее имущество собственников помещений в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному вопросу принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

В каком случае возможно внесение платы за коммунальные услуги собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме напрямую в ресурсоснабжающие организации при выборе способа управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

На каком основании расчетно-кассовые центры предъявляют собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме платежные документы для внесения платы за жилое помещение коммунальные услуги.
Согласно части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 3 июня
2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Обязательства собственника (пользователя) жилого помещения по оплате коммунальных услуг перед исполнителем считаются исполненными с момента выплаты наличных денежных средств платежному агенту.

Кому должна быть передана техническая документация, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая уведомление о принятом собственниками помещений в многоквартирном доме решения о смене способа управления многоквартирным домом, передает техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи.

Может ли собственник помещения обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме?
Согласно части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Как определить количество голосов, которым обладает собственник помещения в многоквартирном доме, а также член ТСЖ?Согласно части 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37 ЖК РФ).
Таким образом, собственник жилого или нежилого помещения, в многоквартирном доме, являющийся или не являющийся членом ТСЖ, обладает количеством голосов, которое соответствует площади (в кв.м) помещения, находящегося в его собственности.
Сведения о площади помещения указаны в документе, подтверждающем право собственности конкретного лица.
ЖК РФ не предусматривает иного порядка голосования на общем собрании собственников помещений, а также на общем собрании членов ТСЖ.

Каков порядок принятия решения о создании ТСЖ?
Управление товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) является одним из трех способов управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Решение о создании в многоквартирном доме ТСЖ принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно ТСЖ. Решение о создании ТСЖ считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме (часть 1 статьи 146 ЖК РФ).
При этом, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании ТСЖ и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.

Чем ТСЖ отличается от ТСН? Требуется ли перерегистрация ТСЖ на ТСН?
С 1 сентября 2014 г. введена новая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой появилась новая организационно-правовая форма некоммерческой организации - товарищество собственников недвижимости (далее - ТСН).
Согласно пункту 1 статьи 123.12 ГК РФ ТСН признается добровольное объединение собственников недвижимых вещей (помещений в здании, в том числе многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное для совместного владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения имуществом (вещами), которое в силу закона находится в их общей собственности и (или) в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
По существу ТСН является более широким понятием, включающим, в частности, товарищества собственников жилья (раздел VI Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что после 1 сентября 2014 г. регистрация в налоговых органах ТСЖ не производится (регистрируются ТСН), а при внесении изменений в учредительные документы ТСЖ, наименование созданного ранее юридического лица полежит изменению с ТСЖ на ТСН.
В иных случаях, изменение наименования юридического лица с ТСЖ на ТСН, а также перерегистрация ранее созданных ТСЖ не требуется.

Может ли общее собрание, на котором принимается решение о создании ТСЖ, сразу же избрать правление ТСЖ?
Нет. Принятие решения об избрании правления ТСЖ отнесено к компетенции общего собрания членов ТСЖ (часть 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации), тогда как решение о создании ТСЖ принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
При выявлении факта избрания правления ТСЖ на общем собрании собственников помещений Инспекцией жилищного надзора выдается предписание об устранении данного нарушения.

 В какие сроки и с какой периодичностью в жилищную инспекцию предоставляется реестр членов ТСЖ? Предусмотрена ли ответственность за непредоставление реестра?
На основании пункта 9 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) обязано направлять реестр членов ТСЖ в орган государственного жилищного надзора ежегодно в течение первого квартала текущего года.
Реестр членов ТСЖ должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (статьи 138, 143 Жилищного кодекса Российской Федерации).
За непредставление или несвоевременное представление вышеуказанных сведений (информации), представление сведений (информации) в неполном объеме предусмотрена административная ответственность (статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Каков порядок действий, если члены ТСЖ не довольны результатами деятельности избранного правления, председателя правления?В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей члены правления ТСЖ, в том числе его председатель, могут быть досрочно переизбраны общим собранием членов ТСЖ (пункт 3 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Инициатором проведения внеочередного собрания может быть любой член ТСЖ.

В каких случаях орган государственного жилищного надзора обращается в суд по вопросу о ликвидации товарищества?
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ только в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества, внесенных в устав такого товарищества изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества, если эти нарушения носят неустранимый характер (пункт 2 части 6 статьи 20 ЖК РФ).

Кем и в каком размере может быть установлена заработная плата (вознаграждение) председателю правления?
Согласно части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к компетенции общего собрания членов ТСЖ относится определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 137 и пунктом 8.1 части 2 статьи 145 ЖК РФ затраты на выплату вознаграждения членам правления
и председателю правления товарищества собственников жилья, а также источники финансирования этих затрат устанавливаются сметой доходов
и расходов ТСЖ на год.

Каким образом принимаются решения на общем собрании членов ЖСК? Имеет ли при этом значение площадь помещения, пользователем или собственником которой является член ЖСК?
Согласно части 1 статьи 117 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива.
Решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
Таким образом, при голосовании на общем собрании членов жилищного кооператива размер площади помещения члена кооператива не имеет значения.

В каком случае в доме должен был избран совет дома? В каком количестве избирается совет дома?
Согласно части 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме.
Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

Каким образом, в каком объеме и где ТСЖ и ЖСК обязаны раскрывать информацию о своей деятельности?
ТСЖ и жилищными кооперативами информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме;
в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Информация размещается товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном товариществом или кооперативом. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
Раскрытие товариществами и кооперативами информации на сайтах в сети Интернет осуществляется по формам раскрытия указанными организациями информации, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Формы утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 882/пр, вступившим в силу 25 мая 2015 г.

Имеет ли управляющая организация лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами?
Сведения о лицах, которым предоставлены лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляют такие лица, содержатся в Реестре лицензий Пермского края, размещенном на официальном сайте Инспекции по адресу www.iggn.permkrai.ru в разделе «Лицензирование» подраздел «Реестры».

С какого момента управляющая организация (лицензиат) вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом?
В соответствии с частью 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выполнении требований:
размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.reformagkh.ru, предназначенном для раскрытия информации, сведений о заключении договора управления многоквартирным домом;
внесения Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края изменений в реестр лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.